Выпуск 67
Прежде чем переходить непосредственно к формированию новых убеждений, давайте немного разберемся в том, из чего состоит убеждение и как оно формируется естественным образом. Без такого понимания, мы можем уподобиться героине известной басни про мартышку и очки.
Еще, знаете, меня сильно забавляют рекомендации в некоторых популярных изданиях о «радостях» позитивного мышления. Например, предлагают по сто раз на дню повторять фразы типа «Я заслуживаю в жизни самого лучшего» «Все, в чем я нуждаюсь, я всегда получаю!» и что меня больше всего умиляет, это инструкции вроде «Чтобы эти позитивные утверждения начали работать вам нужно просто твердо верить в сказанное».
Да если бы вы «ПРОСТО ТВЕРДО ВЕРИЛИ В ЭТО» то на кой, спрашивается, твердить их сто раз в день? 🙂
Итак, из чего состоит убеждение и как оно формируется.
Для начала, напомню, что убеждения – это описания закономерностей, которые мы (наше подсознание) обнаружили в собственном или чужом опыте.
Любое убеждение состоит как бы из двух частей. Первая часть – это непосредственно описание некоей закономерности. Например: «Если принять таблетку аспирина – головная боль пройдет».
Вторая часть убеждения состоит из ответа на вопрос «Почему это возможно?». Человек очень не комфортно себя чувствует в состоянии неопределенности, когда он не может получить ответ на вопрос «Почему?» Так уж устроена наша психика. Поэтому, каждая обнаруженная закономерность требует объяснения. И это объяснение должно не противоречить модели мира этого человека.
В примере с аспирином, объяснения могут быть следующими «Потому, что так всегда бывало раньше», «потому, что в таблетке есть определенное вещество, которое снимает боль» и т.п. Это типичные объяснения для типичного цивилизованного человека.
А теперь, представьте, что вы хотите помочь человеку из дикого племени, который лекарства наши аптечные в глаза не видел. Допустим, уговорили вы бедолагу проглотить таблетку и ему действительно полегчало. Как вы думаете его «объяснение» будет отличаться от вашего?
Конечно. Он, например, может сделать вывод (не обязательно на сознательном уровне), что таблетка помогла ему, т.к. вы шаман, однако. 🙂 Просто потому, что такое объяснение больше соответствует его модели мира.
И эта разница в объяснениях может повлечь за собой очень интересные последствия, которые демонстрируют важность таких объяснений. Например, тот же аспирин, в другой раз, может и не помочь туземцу. Это может произойти, если например, он убежден, что только ВЫ наделяете эти беленькие штучки целебной силой.
Зато, может быть и другой интересный вариант, когда практически любой излечимый недуг, в этом племени вы сможете врачевать тем же аспирином.
Кстати, история с аспирином более реальна, чем вам может показаться. Мне как-то рассказывал один мой хороший знакомый и замечательный врач, как он, во времена всеобщего дефицита работал в глухой деревне. И ему действительно приходилось частенько использовать обычный аспирин, как лекарство от всех болезней. Других лекарств просто не было.
«Приходит, например, бабушка, на сердце жалуется. Даю ей горсточку таблеток аспирина, завернутых в бумагу, говорю, что это очень хорошее импортное лекарство. Через несколько дней приходит довольная, благодарит» — рассказывал мне свой типичный пример мой знакомый.
Что еще важно нам для понимания, так это то, что если первую часть убеждения мы можем достаточно легко осознать, то вот вторая часть, в которой хранятся объяснения о том, почему эта закономерность возможна, обычно находится в бессознательной части нашей психики.
Теперь, давайте подытожим все эти рассуждения на тему анатомии убеждений. Как наше подсознание формирует новые убеждения?
Во-первых, должен быть некий опыт, одно или серия событий, из которых делается обобщающий вывод.
Во-вторых, должно быть сформулировано объяснение, почему такая закономерность в принципе возможна. При этом, объяснение не должно противоречить модели мира.
Что дает нам сие знание? Понимание этих принципов позволяет нам смоделировать этот процесс и ПРОИЗВОЛЬНО формировать новые убеждения.
Давайте разберем это на каком-нибудь примере. Допустим, вы хотите внедрить в свое подсознание убеждение «У меня большие способности к иностранным языкам».
И сразу, возникают вопросы типа: «Откуда взялась эта способность?» Вы же «знаете», что раньше ее у вас не было.
Т.е., пока это убеждение никак не встроено, не связано с вашей моделью мира. И хоть сто раз повтори «У меня большие способности к иностранным языкам» — это мало что изменит. Нужно интегрировать это убеждение в вашу модель мира.
И для этого начнем с того, что будем искать ответы на вопросы о том, откуда у нас эта способность взялась.
Тут есть два варианта. Мы можем исходить из идеи, что эта способность у вас всегда была или, что вы ее приобрели со временем.
Если мы решаем, что будем работать с идеей о том, что вы всегда имели эту способность, то придется «переписывать историю». Ведь если вам раньше иностранные языки давались с трудом, то в вашей памяти найдется масса тому подтверждений. И эти воспоминания будут конфликтовать с вашими новым убеждением.
«Переписывание» истории хоть и технически возможно, но, на мой взгляд, это слишком долго и хлопотно. Поэтому, я бы выбрал в этом случае вариант работы с идеей, что способности к языкам, были приобретены со временем. Так и проще и больше простора для фантазии.
Т.е. нам нужно придумать «объяснения» того, почему мы приобрели эту способность. И вот тут, нужно дать волю вашей творческой части. Давайте набросаем несколько идей.
Например, вы могли обрести эту способность в результате освоения и практики аутотренинга. А что, по-моему, очень правдоподобно :-). Или открыли рецепт «зелья для полиглотов». Или вас стукнуло током, и в вас, чудесным образом, открылась эта способность (а что и так бывает :-))
В общем, тут большое поле для творчества. И чем лучше вы научитесь «играть» с такими объяснениями, тем более гибкой, пластичной будет становиться ваша модель мира, и тем проще вам будет формировать новые убеждения.
Движемся далее. Продолжаем процесс интеграции. Еще один важный вопрос – как другие люди относятся к вашей новой способности? Замечают или нет? Если не замечают, то почему?
Хорошо, пусть не замечают они моих новых способностей. Почему? «Да потому, что я скрываю эти способности от окружающих, чтобы они не завидовали и не расстраивались» :-). Вот вам и объяснение. Или «а то еще подумают, что я шпион иностранческий».
В общем, всегда можно придумать объяснение, если немного пошевелить серым веществом.
Итак, у нас есть объяснения, интегрирующие наше новое убеждение в нашу модель мира. Остается сформировать соответствующий им опыт, т.е., жизненные эпизоды, подтверждающие эти объяснения. И вот тут нам помогут наши навыки в АТ и самогипнозе.
Ведь, как известно, воображаемый опыт может вполне сойти за опыт реальный, при определенных условиях. Что это за условия? А помните, мы недавно разбирались с такой штукой как стратегия реальности. Вот сейчас нам это и пригодится.
Чтобы подменить реальный опыт воображаемым нам помогут две вещи. Транс и стратегии реальности. Я не раз писал о том, что в трансе «своя логика». Точнее, в трансе, у человека очень пластичная модель мира. Например, в гипнотическом трансе человеку можно внушить, что это не его рука и поэтому ему не будет больно, когда ее уколют иголкой. В обычном состоянии сознания такое объяснение покажется нам более чем нелепым. А в трансе «прокатывает»
Поэтому, какие бы «чудные» объяснения мы не придумывали на предыдущем этапе, с помощью транса мы вполне можем их «легализовать» 🙂 в нашем подсознании.
Ну, а выявленные вами стратегии реальности помогут вам сделать ваши визуализации еще более реалистичными.
Итак, что осталось сделать, так это, погрузившись в транс, смоделировать (представить, вообразить) себя в ситуациях, подтверждающих ваши объяснения о том, откуда взялись ваши невероятные способности к языкам.
Все объяснения, которые вы придумали на предыдущем этапе теперь нужно «проиграть» в вашем воображении, как будто вы вспоминаете какие-то конкретные эпизоды из своей жизни. Чем больше подробностей – тем лучше.
Пару раз, проделать эту операцию надо как можно более тщательно. А вот потом, вы можете уже просто использовать периодически формулу «У меня большие способности к иностранным языкам» в занятиях АТ и она будет укрепляться в вашем подсознании, т.к. задачу интеграции ее в вашу модель мира вы уже выполнили.
Уф… Ну и длиннющий выпуск получился. Я вам не надоел еще? Все, все, закругляюсь 🙂
Что ж, я думаю, вы понимаете, что вам нужно теперь попрактиковаться самостоятельно в формировании новых убеждений.
В задании к прошлому выпуску вы разбирались со своей системой ценностей. И вы выбрали какие-то цели, что-то из того, чего вам хотелось бы иметь или делать, но что вы пока не имеете или не делаете.
Теперь, вы можете продолжить эту работу. Подумайте о том, какие убеждения могли бы помочь вам достичь вашей цели. Помните, в прошлом выпуске я приводил пример с овладением иностранным языком? Продолжая этот пример, я разобрал сегодня с вами, как можно сформировать убеждение «У меня большие способности к иностранным языкам». Это одно из поддерживающих убеждений, которое поможет быстрее достичь цели освоения иностранного языка.
По аналогии, вы можете сформулировать и сформировать у себя новые позитивные убеждения, которые будут способствовать достижению вашей цели.
Кстати, будет здорово, если вы поделитесь своими примерами.
А на сегодня все. Надоедать вам своей писаниной теперь буду только в следующем месяце 🙂
P.S. Я, почему еще так упирался с этим выпуском, ведь вы получите его в то время, когда я буду наслаждаться тропическим морем и солнцем на моих любимых Мальдивских островах. И хотелось «ратным трудом» заслужить себе моральное право на небольшой отдых 🙂