Выпуск 51 - Центр Передовых Психотехнологий Дмитрия Петухова

Выпуск 51

Здравствуйте дорогие читатели!

В прошлом выпуске

  • Нервные клетки восстанавливаютя!

В этом выпуске

  • Краткий отчет о путешествии по Намибии
  • Параллельный процессинг или как решать творческие задачи

Во-первых, объясню, почему в прошлом месяце вышел всего один выпуск журнала. Дело в том, что 2 недели я путешествовал с моей обожаемой супругой Юлей по Намибии. Да-да, это в Африке.

Как-то пару раз, упоминая в журнале о своих очередных поездках, я получал неожиданно много писем с просьбой более подробно рассказать о них. Поэтому, в этом выпуске поделюсь с вами некоторыми впечатлениями об очередном путешествии, а заодно расскажу о стратегиях решения творческих задач. «Заодно» потому, что темы эти, как вы дальше поймете весьма близкие.

Вообще, мы с женой довольно много путешествуем. И в основном, инициатором этих поездок является Юля. Во-первых, она журналист и фотограф, а кроме того, она просто очень любит путешествовать.

Вот и в этот раз, идея поехать в Намибию принадлежала ей. И хотя, мне больше по душе море, чем пустыня, это путешествие мне действительно понравилось. Может быть своей авантюрностью, или необычностью пейзажей, а возможно и просто потому, что любая подобная поездка помогает мне по-новому взглянуть на себя и свою жизнь.

Когда кординально меняешь привычный образ жизни, то как бы видишь себя с высоты птичьего полета. Поэтому, в подобных поездках мне часто приходят в голову интересные свежие идеи как относительно работы, так и вообще своей жизни.

Ну, что-то я отвлекся на философствования. Итак, Намибия. Поездка была действительно достаточно авантюрной. Пользуясь тем, что россиянам не требуется виза в Намибию, мы просто взяли билеты и пробронировали одну ночь в гостинице Виндхука (столица Намибии, куда мы прилетели из Франкфурта). Дальше мы расчитывали взять напрокат машину и поехать по стране, останавливаясь по дороге в отелях и лоджах, где будут свободные места.

В аэропорту Виндхука с удивлением обнаружили, что ни в одном из пяти прокатных бюро нет свободных машин. Все «нормальные» туристы заранее позаботились о том, чтобы заказать машину. Ну, делать нечего, решили ехать в гостиницу и на месте уже как-то соорентироваться.

Поймали такси и по дороге, дабы не терять зря время начали таксиста «обрабатывать» на предмет того, где бы взять машину на прокат. Парень оказался на редкость любезный. Сначала по всем знакомым позвонил – нет машин. Потом просто взял какой-то справочник и начал по нему обзванивать.

Вобщем, нашли добрых людей. И машину взяли на прокат и отели по всему маршруту пробронировали.

Не буду подробно описывать всю поездку. В ближайшее время Юля наверняка где-нибудь опубликует статью о том, как мы путешествовали, и я просто дам вам на нее ссылку. А пока, маленький фотоотчет (все фотографии Смирновой Юлии).

Основное впечатление – это конечно много пустынных территорий и безлюдные гравийные дороги. Местами, можно проехать пару часов и не встретить ни одной машины.

В день проезжали около 300 км. Я впервые пользовался GPS – навигатором. Штука оказалась весьма удобной и полезной. Мы как-то свернули не на ту дорогу и без навигатора могли бы километров 100 отматать, пока не заметили бы ошибку.

Вобщем, есть еще дикие места на Земле и не только у нас в стране.

А вот этому чудному растению возможно лет 500…

А этот красавец из национального парка Этоша

Ну а теперь, плавно перехожу к основной теме этого выпуска – как решать творческие задачи. И тема эта как нельзя лучше сочетается с первой частью, в которой я рассказывал о своей поездке. Помните, я писал, что в поездках мне часто в голову приходят интересные идеи и решения? Это не случайно. Это своего рода стратегия. Например, я долго думал над названием своего центра, и идея EgoLand пришла мне в голову, когда мы путешествовали по Кубе.

Наверняка вы сышали все эти истории о великих открытиях. Например, что Менделееву его переодическая таблица пришла во сне, а Архимед воскликнул «Эврика», когда принимал ванну.

И у некоторых людей складывается ложное представление о том, что нужно быть гением, чтобы решения приходили вот так спонтанно. На самом деле – это простая и эффективная стратегия,  которой  наудивление редко сознательно пользуются.

Начнем с того, что творческая задача – это не обязательно что-то вроде поиска ответа на вопрос «как устроен мир». Мы достаточно часто сталкиваемся с более прагматичными, и в тоже время творческими по своей сути задачами. Это может быть и подготовка к публичному выступлению и написание статьи, отчета или реферата,  написание рекламного текста или разработка стратегии расширения бизнеса и т.п.

Какая основная ошибка, которую люди допускаю при решении творческих задач? Попытка выполнить всю работу «за один присест». В результате, рано или поздно в работе возникает своеобразный ступор, который мы пытаемся героически преодолеть, тратя на это кучу времени и сил.

Стратегия безстрессового решения творческих задач на самом деле очень простая и состоит всего из двух основных этапов, которые периодически могут повторяться.

Первый этап – сбор информации и попытка найти сознательное решение. Вспомните примеры с великими учеными. Менделеев провел много времени, пытаясь логически выстроить периодическую систему элементов.

Второй этап – отвлечься на время от попыток сознательно решить задачу. Большинство открытий приходили к ученым именно как озарения, т.е. это было в моменты, когда они занимались совершенно посторонней деятельностью или вообще отдыхали.

Почему так происходит? Видимо, здесь важен некий баланс сознательных и бессознательных усилий. Сознательные стратегии хороши тем, что позволяют привлекать новую информацию и строить модели, а подсознание, видимо обладает мощным математическим аппаратом (ему условно говоря «не лень» перебрать все возможные варианты).

Итак, общая стратегия такова. Вы начинаете с того, что стараетесь решить задачу на сознательном уровне. Для этого, вы собираете всю доступную информацию и пытаетесь как-то ее систематизировать.

Например, если вам нужно написать статью, вы собираете всю необходимую информацию по теме, систематизируете ее и делаете какие-то наброски, не заботясь пока о том, чтобы вся статья в целом имела какой-то законченный вид.

Как только вы сталкиваетесь со ступором в работе, вы просто останавливаетесь и переключаетесь на другую деятельность или просто отдыхаете.

Если эта работа действительно важна для вас, вскоре, неожиданно, у вас возникнут какие-то новые идеи относительно того, как ее продолжить. Тогда вы без промедлений продолжаете работу, опять на сознательном уровне стараетесь решить эту задачу, пока не закончите или не дойдете до очередного «ступора». Вот собственно и вся «хитрость».

Я умышленно несколько «по-крестьянски» изложил вам суть идеи, потому, что сейчас хочу рассказать об одной технике, которую «придумали» в НЛП. Собственно, это то же самое, только более технологично. Техника называется параллельный процессинг.

Шаги выполнения

1.      Определите цель. Для чего вы будете выполнять эту технику. Какую задачу вы хотите решить. Например, вам нужно найти стратегию увеличения продаж в вашем бизнесе на 10%.  Установите якорь этого состояния (т.е., состояния, когда вы осознаете и хотите решить эту задачу). Обычно, используется пространственный якорь. Например, якорем может служить ваше кресло за рабочим столом.

2.      Выберите некое действие, ритуал, которое будет занимать ваше сознание. Лучше всего использовать какую-нибудь «потоковую» деятельность (о состоянии «потока» смотрите выпуски…). Вобщем, это может быть все что угодно, что займет ваше сознательное внимание. Бросайте мяч в баскетбольное кольцо, учитесь жонглировать и т.д.

3.      Мысленно свяжите процесс выполнения сознательного действия и бессознательного поиска решения творческой задачи. «Пока я буду (бросать мячь, играть в бильярд и т.п., пусть мое подсознание решает задачу…)»

4.      Обозначьте маркер окончания сознательного действия. Например, это может быть количественный маркер (пока не отожмусь 250 раз) или временной (буду играть в бильярд 20 минут) или качественный (пока не смогу полностью без запинок произнести сложную скороговорку).

5.      Выполняйте сознательный ритуал до его успешного завершения

6.      Быстро вернитесь в исходное состояние, для чего воспроизведите якорь шага 1 (например, сядьте за свой рабочий стол) и осознайте результат работы вашего подсознания. Можете задать себе нехитрый вопрос вроде «Ну и как?»

Очень может быть, что дельные идеи возникнут как раз в этот момент, но может быть и так, что вы почувствуете, что подсознание хочет вам сказать что-то вроде: «Ну что пристал, не видишь, работаем!». В последнем случае, можете со спокойной душой заняться чем-то другим, подсознание даст вам знать, когда решение будет готово.

Итак, действуйте максимально активно на сознательном уровне, пока не почувствуете, что «уперлись в стену» затем, дайте возможность вашему подсознанию закончить работу или по крайней мере осуществить свою часть работы. При необходимости повторите цикл.

Есть еще очень изящные техники решения творческих задач, которые искользуют самовнушенные сновидения, но об этом – в следующем выпуске.


  На этом сегодня все,

До следующего выпуска!

Удачи!

Дмитрий Петухов

Психолог, автор книг, методик и курсов по личностному развитию, методам психической саморегуляции, самогипнозу, аутотренингу

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий