Выпуск 93. Упражнения на сенсуализацию - Центр Передовых Психотехнологий Дмитрия Петухова

Выпуск 93. Упражнения на сенсуализацию

Электронный журнал Секреты Самогипноза и Аутотренинга

Электронный журнал

"Секреты самогипноза и аутотренинга"

Автор – Дмитрий Петухов

 Оформить бесплатную подписку на журнал

Читать предыдущие выпуски

 Дмитрий Петухов  

В прошлом выпуске

  • Новогодний аудио-подарок для подписчиков

В этом выпуске

  • Упражнения на сенсуализацию

   Здравствуйте, дорогой подписчик!

Мне часто задают вопросы о том, как развить навык визуализации. Я уже писал в 69-м выпуске, что ничего сложного в этой технике нет и ее может использовать каждый, независимо от того, какие у него к этому способности.

Но, конечно, при желании, данный навык можно развивать и оттачивать. И сегодня поговорим о том, как это делать.

Кстати, хочу напомнить, что «визуализация» – термин устоявшийся, хотя и не совсем точный. Обычно, речь идет не только о зрительных образах, а о комплексном представлении каких-то образов, в котором задействованы все органы чувств или, по крайней мере большинство, например, зрение, слух, осязание и обоняние. Так что, правильнее было бы говорить не «визуализация», а «сенсуализация». Но, раз уж этот термин так устоялся, буду и далее его использовать, но вы имейте ввиду его расширенное значение.

И есть еще один интересный момент. На качество визуализации влияет не только ваши способности, но и то, как вы эту технику выполняете. Вот об этом сейчас и поговорим подробнее.

Во-первых, как вы уже наверняка и сами заметили, вам проще вызвать образ в какой-то одной-двух модальностях. Например, вам может быть проще представить зрительную картинку, а вот звуки и запахи представить, вообразить труднее. Или наоборот, у каждого по-своему.

Во-вторых, одним людям проще визуализировать с открытыми глазами, а другим – с закрытыми.

И эти нюансы можно использовать, чтобы легко повысить качество визуализации.

И прямо сейчас я предлагаю вам выявить свою стратегию визуализации.

Задание 1. Из приведенных ниже упражнений выберите 2-3 из каждой модальности и попробуйте их проделать с открытыми и закрытыми глазами и запишите, результаты.

Может оказаться, что например, вам лучше дается представление зрительных образов с открытыми глазами, а звуков и запахов – с закрытыми. Или наоборот, или вам проще все модальности даются с открытыми или закрытыми глазами.

Не важно, как у вас получается лучше – с открытыми или закрытыми глазами, главное, чтобы вы просто обнаружили свою закономерность.

Задание 2. Проделайте еще раз все упражнения, но теперь обращайте внимание на то, какие модальности вам проще воспроизвести, а какие труднее.

Задание 3. Еще раз проделайте все упражнения. Используйте ведущую модальность, чтобы усилить образы в тех модальностях, в которых у вас получается сенсуализация хуже.

Например, у вас может лучше всего получаться воспроизводить зрительные образы и хуже всего осязательные. Тогда, чтобы почувствовать, например, прикосновение к коре дерева, вам нужно сначала представить саму картинку: дерево, кора, ваша рука прикасается к коре… И это наверняка позволит лучше представить ощущение прикосновения.

Упражнения сенсуализации (из книги Анны Вайз «Вдохновение по заказу)

Зрение

  • Для начала представьте себе как можно больше различных цветов. Вам нужно представлять  не только основные цвета, такие, как голубой, красный или Желтый, но иразличные оттенки — к примеру, персиковый, золоти¬стый и т.д. После того как вы представите все эти цвета, нужно к ним добавить еще белый и черный.
  • Представьте облака, плывущие по небу.
  • Представьте звездное летнее небо.
  • Представьте крошечный огонек спички в кромешной темноте.
  • Представьте, что вы стоите на вершине горы и смотрите на прекрасный вид.
  • Представьте улыбающееся лицо друга.
  • Представьте, как вы быстро движетесь по своей  улице до тех пор, пока не останавливаетесь перед своей дверью.
  • Представьте, как вы приземляетесь на самолете и видите под собой город, здания, улицы, машины, аэропорт и, наконец, взлетно-посадочную полосу, которая приближается к вам все ближе и ближе.

Слух

  • Представьте, что вы слышите звук взлетающего реактивного самолета,
  • звук удара теннисного мяча о ракетку;
  • детский смех на игровой площадке;
  • звук бормашины в кабинете дантиста;
  • потрескивание полена в костре;
  • далекий гудок;
  • вой полицейской сирены:
  • утреннее пение птиц;
  • веселые голоса, звон бокалов, смех.

Осязание

  • Почувствуйте под своими пальцами мягкую поверхность.
  • Представьте, что вы прогуливаетесь по парку и прикасаетесь ладонью к шершавой коре.
  • Представьте, как вы берете из холодильника кубики льда и как они тают в ваших руках.
  • Представьте, как вы моете руки с мылом теплой водой.
  • Представьте, как вы идете босиком по пляжу, как песок колет ваши ступни.
  • Представьте, что вы причесываетесь, почувствуйте, как расческа проходит сквозь ваши волосы.
  • Представьте, как прохладный воздух обволакивает ваше тело, когда вы выходите из горячей ванны.
  • Почувствуйте, как вы проводите рукой по шершавой доске, но будьте осторожны и не занозите ладонь.

Обоняние

  • Представьте, что вы ощущаете запах выхлопных газов;
  • запах поджаривающегося бекона;
  • запах мыла в хозяйственном отделе магазина;
  • запах свежей рыбы;
  • запах сгоревшего тоста;
  • запах свежеиспеченного хлеба;
  • запах только что сваренного кофе;
  • запах крема, которым вы чистите свою обувь.

Вкус

  • Представьте, что вы ощущаете резкий вкус чистого лимонного сока;
  • вкус сливок в кофе "Капуччино";
  • вкус мятной конфеты;
  • вкус острого сыра;
  • вкус крепкого свежего яблока;
  • вкус холодного ванильного мороженого, которое тает у вас во рту;
  • вкус клубники;
  • вкус зубной пасты.

Ощущения (кинестезия)

  • Представьте, как вы спускаетесь по лестнице.
  • Представьте, как вы тянетесь за чем-то, что лежum на верхней полке.
  • Представьте, как вы играете в теннис, бейсбол, волейбол или какую-то другую игру.
  • Представьте, что вы танцуете.
  • Представьте, как вы открываете баночку с лекарством, на крышку которой надо надавить (защита от детей).

Итак, что мы в итоге имеем? Вы разобрались, какая у вас ведущая модальность при использовании техник сенсуализации, вы научились использовать ее для усиления представления образов в других модальностях и вы выяснили, получается ли у вас лучше с открытыми или закрытыми глазами. Что это дает?

Это позволяет вам выработать оптимальную последовательность для использования техник самогипноза и визуализации (сенсуализации).

Например, если у вас лучше получается сенсуализация с открытыми глазами, то любую технику самогипноза вам также будет проще начать с открытыми глазами. Потом, в какой-то момент, когда вы уже достаточно расслабитесь и погрузитесь в транс, глаза могут сами закрыться или вам просто захочется их закрыть, и дальше вы будете уже с закрытыми глазами работать. Да и многие техники самогипноза можно вообще с открытыми глазами делать.

И затем, используя уже какую-то технику визуализации для решения ваших реальных проблем или задач, вы теперь сможете сделать ваши образы более реалистичными, используя выявленную последовательность работы с различными модальностями. Т.е., вы начинаете со своей ведущей модальности и постепенно, присоединяете те, в которых у вас хуже получается сенсуализация.

Ну, вот собственно и все, что я хотел Вам сегодня рассказать.

Удачи Вам, и до следующего выпуска! 


 Дмитрий Петухов

Психологический Центр "EgoLand"

www.egoland.ru

Методики, аудиокурсы, приборы для освоения методов психологической саморегуляции 

 


  © Дмитрий Петухов (Dmitry Petuhov), 2007-2011

Цитирование и перепечатка материалов приветствуются при обязательной ссылке на сайт: www.egoland.ru (в Интернете – гиперссылка) и автора: Дмитрий Петухов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий Петухов

Психолог, автор книг, методик и курсов по личностному развитию, методам психической саморегуляции, самогипнозу, аутотренингу

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Добавить комментарий