Метод Внутренней игры для обучения, раскрытия и совершенствования любых навыков - Центр Передовых Психотехнологий Дмитрия Петухова

Метод Внутренней игры для обучения, раскрытия и совершенствования любых навыков

Дмитрий ПетуховЭлектронный журнал «Секреты самогипноза и аутотренинга» Выпуск 128

Здравствуйте, дорогой подписчик!

Где-то год назад я прочитал книгу Тимоти Голви “Работа как внутренняя игра” и понял, что получил в свой арсенал еще одну отличную методику.

Тимоти Голви – известный американский тренер, бизнес-коуч и автор нескольких бестселлеров.

Свою профессиональную деятельность он начинал как спортивный тренер (теннис, гольф, беговые лыжи).

Наблюдая за своими подопечными и другими тренерами он обнаружил, что есть две основные модели обучения:

Первая и наиболее распространенная модель основана на экспертной оценке тренера.

Вторая модель (названная в последствии Внутренняя игра) проповедует безоценочный подход, использующий технику концентрации внимания на критически важных переменных процесса деятельности (пока звучит непонятно, но наберитесь немного терпения и все станет предельно ясно). При таком подходе обучение происходит в большей степени на бессознательном уровне без лишних стрессов и перегрузок.

Итак, наиболее распространенной является экспертная модель. Суть ее в том, что у эксперта в голове есть “правильная” модель и он сверяет ее с действиями ученика и говорит ему что надо и чего не надо делать.

Ученик, при этом, находится в роли исполнителя и с него как бы снимается ответственность за процесс обучения. Кроме того, у ученика возникает подсознательное сопротивление.

Кстати, про это самое внутреннее сопротивление изменениям можно было бы отдельную большую статью написать. Не хочется сейчас отвлекаться, скажу лишь о том, что суть подобного самосаботажа в том, что у нас есть некий страх “потерять себя” (это все, конечно, на бессознательном уровне). Т.е., мы воспринимаем наши ошибки и недостатки как часть нашей личности и поэтому “встречаем в штыки” любые попытки изменения, пусть даже и положительного.

Открытие второй модели

Голви обратил внимание на то, что все спортсмены отмечают, что во время своих лучших выступлений они полностью сосредоточены на процессе и у них отсутствует оценочный внутренний диалог.

Далее, он задался вопросом о том кто, собственно, с кем ведет этот диалог. В результате, у него возникла концепция Я1 и Я2.

Я1 – это по сути то, что я называю Социальное я. Это как бы образ тренера в голове ученика, который оценивает и дает инструкции

Я2 – это истинное я ученика.

Голви иллюстрирует эти идеи на примере теннисиста, у которого плохо получается прием и удар слева.

Когда к нему летит мяч под левую руку он на самом деле видит не мяч (желтый круглый, летящий предмет), он видит УГРОЗУ. Он “ЗНАЕТ” что у него плохой прием слева. У него есть определенные ожидания, что опять получится плохо. И потом, он это в очередной раз подкрепляет эти негативные установки говоря себе что-то вроде: “Это самый ужасный прием, ты не на что не годен!”. Это не только подкрепляет негативные ожидания, но и еще больше снижает уверенность спортсмена в себе.

В очередной раз хочется вспомнить работы нашего знаменитого гипнотерапевта Владимира Леонидовича Райкова, о которых я уже много раз писал. Когда человек “знает”, что он плохо рисует, он… плохо рисует :). Находясь в гипнозе, в образе великого художника он “знает” что умеет хорошо рисовать. И это простое изменение его установок и ожиданий позволяет ему начать рисовать намного лучше.

Основная проблема эксперной модели в том, что это похоже на испорченный телефон. Наше бессознательное, управляющее нашим поведением, не оперирует словами и линейной логикой. Это по сути мощнейший компьютер, совершающий огромное количество операций в секунду. Оно опирается на опыт, входящие данные и цель. Мы не можем полностью вербализовать (описать словами) этот процесс. Мы говорим обычно, что чувствуем правильно делаем или нет. Поэтому инструкции тренера нужно еще перевести на язык ощущений.

По сути, все что нужно нашему бессознательному для обучения – это более четкая цель и обратная связь. И в этом и есть суть подхода Внутренней игры.

И, кстати, эти идеи находят подтверждение в технологии биологической обратной связи. Очень сложно объяснить человеку что ему нужно делать чтобы изменить определенным образом электрическую активность его мозга. Но стоит сделать этот параметр воспринимаемым и наше бессознательное способно научиться его произвольно менять

А еще, подход Голви здорово перекликается с идеями Чиксентмихайи, разработавшего теорию Потока (смотри выпуски 45 и 46). Оба начали с простого наблюдения и вопроса: “Что это за состояние, когда все получается очень хорошо?”

Чиксентмихайи говорит о том, ЧТО нужно, чтобы деятельность стала потоковой. Голви показывает КАК это можно сделать.

Для иллюстрации концепции Внутренней игры вернемся к примеру с теннисистом, у которого был плохой удар слева.

Используя свою методику, Голви не давал спортсмену инструкций вроде того, что надо не отступать, а подшагивать к мячу и держать ракетку пониже при замахе, он просто предлагал ему более внимательно и скрупулезно наблюдать за мячом.

Например, он мог попросить ученика отмечать как летит мяч перед контактом с ракеткой, – вверх, вниз или параллельно земле. При этом он уточнял, что не просит его что-то менять, что задача – просто наблюдать.

Что может показаться на первый взгляд удивительным, так это то, что такой безоценочный подход оказался намного более эффективным, чем стандартный способ обучения. Техника спортсмена улучшалась спонтанно.

На самом деле ничего удивительного в этом нет. Полная концентрация на полете мяча позволяла ученику сделать две важные вещи.

Во-первых, это “изгоняло” оценочное социальное Я, которое только мешало “говоря под руку”.

Во-вторых, это создавало режим той самой четкой обратной связи, которая, как я выше говорил, необходима для создания состояния потока, в котором деятельность становится наиболее результативной. Т.е., ученик полностью концентрировался на том, что происходит в действительности в данный момент. Как его действия отражаются на результате.

Четко осознавая цель (попасть мячом в определенную зону на поле противника) и получая мгновенную обратную связь от своих действий,  бессознательное спортсмена автоматически подстраивалось под выполнение задачи. Нужно было просто не мешать ему.

Т.е., задача тренера была не поучать, а создать наилучшие условия для естественного обучения. А для этого можно просто подбирать соответствующие упражнения и цели для фокусировки внимания.

Но, если бы Голви ограничился использованием своей системы внутренней игры только в спорте, мы бы с вами вряд ли о нем узнали. Со временем, он обнаружил, что его система отлично работает практически в любой сфере деятельности, например, в бизнесе.

Чтобы основная идея этой системы стала более понятна, давайте я приведу несколько примеров ее использования, а уже потом сделаю некоторые обобщения

Начну с того, что я сам получил очень впечатляющие результаты, используя эту систему в личном коучинге.

Не так давно, у меня был клиент (руководитель отдела в одной крупной компании), который попросил помочь ему решить проблему с общением.

Его сложности были в том, что в общении с руководством ему трудно было вести диалог на равных, а в коммуникациях с коллегами, он часто чувствовал холодность и отчужденность. В целом, это приводило к тому, что ему вообще все меньше хотелось общаться и он все больше замыкался в себе, что не только было само по себе неприятно, но и мешало его карьере.

Я предложил ему в процессе общения просто концентрироваться на отслеживании уровня интереса, который проявляет собеседник.

В результате, это простое упражнение помогло ему не только в общении с коллегами и руководством, но и в ведении переговоров и заключении сделок. Кстати, вот что он сам написал:

“Курс индивидуальной коррекции личности помог проще адаптироваться в новом коллективе, почувствовать себя более уверенно, и самое главное – значительно поднять продуктивность и сосредоточиться на основных задачах, а также выстроить ровные отношения с людьми, которые казались сложными для общения. Во второй части курса я получил навыки привлечения и удержания внимания при ведении переговоров и заключении сделок. Курс помог не только чувствовать себя более уверенно, но и дал возможность выделить те коммуникативные навыки, которые раннее мною не использовались, например поиск заинтересованности, формирование положительного образа у оппонента, поведение в конфликтной ситуации. В общем оцениваю работу и Вашу квалификацию как очень высокого уровня. Могу рекомендовать Ваши работы большинству людей, нуждающихся в повышении навыков эффективных коммуникаций и переговоров. Надеюсь буду и дальше работать с Вами как индивидуально, так и в составе коллективных и онлайн курсов.еще раз огромное Вам спасибо!”

Продолжая тему использования внутренней игры в контексте бизнеса, приведу еще несколько примеров самого Голви.

Однажды, его пригласили в одну “айтишную” компанию, чтобы поработать с сотрудниками колцентра. Проблема была в их высоком уровне стресса, т.к. часто приходилось общаться с недовольными клиентами, при том, что их работа постоянно оценивалась. Голви предложил им своеобразную игру.

Во-первых, им нужно было внимательно слушать звонившего и постараться оценить по голосу уровень его “раздражения” от 1 до 10.

Во-вторых, с ними провели небольшой голосовой тренинг, чтобы они могли лучше выражать свои чувства с помощью своего голоса.

В итоге, задача была в том, чтобы слушая звонившего, определить его уровень стресса и отвечать ему с соответствующим уровнем теплоты в голосе. Т.е., например, если стресс клиента оценивался ввысоким, скажем в 9 баллов, то это значило, что ему нужно ответить с большей теплотой (тоже 9)

В результате, операторы отметили, что им стало значительно интереснее работать, они испытывали значительно меньше стресса, а общая оценка вежливости колцентра значительно повысилась.

Одна из самых простых и вместе с тем важных идей системы внутренней игры – если хочешь что-то улучшить, просто начни это измерять и отслеживать.

Например, в одной стоматологической клинике озаботились тем, что клиенты слишком долго ждут приема у врача.

Применяя идеи внутренней игры они начали с того, что стали просто в конце дня спрашивать всех сотрудников клиники, сколько по их мнению пациентов проводило в ожидании более 20 минут. Помимо этих догадок (большинство сотрудников могли могли только гадать, т.к. не могли непосредственно наблюдать за пациентами в приемной) оглашали также и реальные цифры, основанные на данных секретаря в приемной.

Какого же было удивление директора клиники, когда через пять дней уже не было ни одного пациента, ожидающего более 15 минут в приемной.

И опять, обратите внимания, не было предпринято никаких специальных мер по снижению времени ожидания. Обо всем позаботилось бессознательное сотрудников 🙂 получив достаточно информации.

Давайте немного подытожим все вышесказанное. Один из наиболее важных вопросов – как правильно выбрать ту самую критически важную переменную, на которой нужно удерживать фокус внимания для повышения результативности работы или обучения?

Голви выделяет три важных критерия.

Во-первых, эта переменная должна быть наблюдаемой здесь и сейчас

Во-вторых, желательно, чтобы она была интересна. Например, прислушиваться к оттенкам чувств и намерений собеседника обычно интереснее, чем просто следить за содержанием беседы

В-третьих, эта переменная должна соответствовать цели вашей задачи. Например, в процессе того же общения можно выделить множество переменных, на которых можно сфокусировать внимание. Уровень доверия, уважения, контроля, ясности, мотивации, давления и т.д. Невозможно одновременно удерживать внимание сразу на нескольких переменных. Поэтому, нужно выбрать ту, которая наиболее отвечает вашим задачам.

Например, если ваша задача – установление более доверительных отношений, то именно уровень доверия (который можно отследить по невербальным компонентам поведения собеседника) и нужно выбрать в качестве объекта для фокуса внимания в процессе общения.

При прочих равных, лучше конечно выбирать такую переменную, за которой проще наблюдать.

Предлагаю вам самостоятельно поэкспериментировать с этой методикой. Напишите, пожалуйста, в комментариях к этой статье о своих результатах. Какие переменные вы использовали для совершенствования каких-то своих навыков. Либо, напишите о том, в какой деятельности вы хотели бы совершенствоваться и применять методику внутренней игры, а я постараюсь подсказать вам на чем можно сфокусировать внимание для большего эффекта.

Дмитрий Петухов

Психолог, автор книг, методик и курсов по личностному развитию, методам психической саморегуляции, самогипнозу, аутотренингу

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Диана Епифановна Ответ

Спасибо, полезнейшая для меня статья!

Михаил Ответ

Здравствуйте! Я сейчас самостоятельно изучаю программирование, а вопросы эффективности обучения волнуют меня уже не первый год. И мне интересно, что бы вы посоветовали в качестве переменной в моем случае – самостоятельное изучение при сознательном отказе от помощи учителей, разве что поисковики всегда со мной 🙂 У меня есть ответ, мне хотелось бы сравнить его с вашим.
С уважением, Михаил.

    Дмитрий Петухов Ответ

    Здравствуйте, Михаил!
    Переменных можно много придумать. Хорошая идея начать с того, что понять, что для Вас наиболее важно в этом процессе или что в данный момент хуже всего получается или больше всего мешает. Так станет понятна цель. А под нее уже имеет смысл подбирать переменную для фокусировки внимания. Т.е., тут нет какого-то одного “правильного” ответа на чем фокусироватсья при обучении программированию, без привязки к конкретному человеку.

      Михаил Ответ

      А знаете, на чем я фокусирусь? Может, это и странно, но я стараюсь отмечать про себя моменты, когда я не думаю, КАК писать програму, какие функции использовать и в каком порядке, а думаю только о том, ЧТО я хочу создать. Иногда получается 🙂 И знаете, я в свои 37 за полгода изучил больше, чем за то же время осваивает молодежь в ВУЗе. Так что проблема обучения снова переходит в проблему воспитания, ибо “из-под палки” так не выйдет.
      С уважением, Михаил.

        Дмитрий Петухов Ответ

        Да, интересный вариант. Т.е., на конечной цели концентрируетесь.

Tatiana Ответ

Здравствуйте, Дмитрий! Очень интересная статья. В связи с этим, у меня вот какой вопрос- как применять этот метод в общении с близким взрослым человеком? Например, мой муж перенес инсульт, восстановился очень быстро, меньше чем за двое суток. Он, наверное, и сам до конца не осознал, что произошло. А я очень испугалась, хотя, к счастью, действовала очень быстро в тот момент. Он очень много работает в офисе, частый стресс, а потом и дома еще может посидеть за компютером пару часов. Работу свою очень любит, ему нравится, что “незаменим”. Так вот, после больницы дома через пару дней, будучи на больничном, начинает работать за компютером с утра, после чашки кофе и сигареты.. Я говорю, что надо позавтракать хотя бы и вообще так надо делать всегда и т.д и т.п. Вообщем, со стороны, сама понимаю, что выглядит, как нравоучение, замечание, давление.. Понимаю, что тут целая гамма чувств и эмоций – у него: что делать, чем заполнить день, может и страх болезни, обида и раздражение на мои слова. У меня- страх за него, за себя.. Я не хочу ему быть мамочкой, переделывать, учить. Но с языка само срывается, сидит в подсознании что ли. Так вот как управлять этим, научить себя правильно мыслить и действовать? Спасибо!

Дмитрий Петухов Ответ

Из того, что Вы написали, Татьяна, возникает пара идей. Во-первых, Вы сами пишите, что это выглядит как давление.

Поэтому можно просто взять эту переменную общения для наблюдения. Т.е., отслеживайте “уровень давления” со своей сотороны. Причем, тут можно и за внешними проявлениями наблюдать и за внутренними (в статье про это не написал). Внешние – наблюдаете за невербальным поведением своего мужа, которое может свидетельствовать об уровне давления (замыкается, отстраняется, отворачивается и т.д.) Внутреннее – это ваше собственное ощущение того, насколько сильно Вы давите. Второе – можно понаблюдать за уровнем интереса со стороны мужа. Вы ведь наверняка не только поучаете, но какие-то доводы приводите, факты, исследования и т.п.

Напоминаю, что не стоит задача как-то сознательно повлиять на эти параметры – просто отслеживать.

Tatiana Ответ

Спасибо Дмитрий! Хорошо, я думаю, что уже отслеживаю, но с запозданием в секунды или минуты, а потом себя начинаю корить. Но Вы правы, и доводы привожу, и мотивирую фактами.. И он вроде соглашается, потому что почти никогда не спорит со мной, но внутри копится. Наверное. Мне кажется, что плохо то, что я сама как бы навела его на мысль, что давлю, а дальше уже он сам развил и додумал..Наверное, в чем-то глубже проблема. И я догадываюсь, в чем:(. Могла бы я Вам написать и задать вопрос лично?

    Дмитрий Петухов Ответ

    Да, можете написать. На странице “Контакты” есть форма обратной связи. Все сообщения я получаю лично.

uksell@mail.ru Ответ

Дмитрий !
Какую переменную можно взять при изучении иностранного языка?

    Дмитрий Петухов Ответ

    Опять же будет зависеть от того, что именно совершенствуете (произношение, понимание на слух, чтение и т.д.) или с чем наибольшие трудности. Например, если основная проблема – мотивация, то как вариант можно концентрироваться на уровне интереса.

Дмитрий Ответ

Здравствуйте, Дмитрий. Как всегда очень интересный для меня выпуск. Вообще созерцание вместо оценки качественно меняет все стороны жизни. По собственному опыту могу посоветовать данный метод для обогащения сексуальной жизни. Не знаю что улучшается навыки или умения, но стоит начать “прислушиваться” либо к своим ощущениям, либо к ощущениям партнера и точно будете и удивлены, и вознаграждены. Еще раз спасибо.

Марина Жебрякова Ответ

Благодарю. Читаю и думаю, что например, могу воспользоваться этой практикой, чтобы оценить степень своего давления на людей в личной жизни и в работе. Или, например, степень моего внимания и понимания другого человека и степень концентрации на своих проблемах.
А ведь метод=то известный!!! Уход от оценок, установка наблюдателя, да и оценка – известная коучинговая практика. Но важно еще и умение донести все, чтобы захотелось сделать! И чтобы можно было увидеть где это можно применить. Благодарю”!

Елена Ответ

Спасибо,Дмитрий! Информация,как всегда,интересная,нужная и понятная.Обязательно попробую применить к себе. С уважением и благодарностью,Елена. Украина.

Ольга Ответ

Здравствуйте, Дмитрий! Я тоже пытаюсь выучить англий кий язык . Основная проблема- понимать на слух иностранную речь. Над чем посоветуете наблюдать?

    Дмитрий Петухов Ответ

    Тут, видимо, придется поэкспериментировать. В этой области я эту методику пока не использовал. Хорошо бы пообщаться со специалистом, обучающим языкам, чтобы понять, в чем основная трудность в восприятии на слух. Думаю, надо отталкиваться от того, с чем у Вас сложность. Например, если у Вас, когда слушаете иностранную речь, возникает ощущение, что это какой-то общий поток звуков, то можно начать просто с того, что отслеживать интонационные переходы, чтобы научиться автоматически различать по крайней мере начало-окончание смысловых блоков. Возможно, даже на паузах имеет смысл концентрироваться, чтобы научиться отдельные слова и фразы слышать.

    Будет интересно, если поэкспериментируете и поделитесь потом результатами.

      Жанна Ответ

      Я делала так: брала понравившуюся песню и слушала несколько раз. Концентрировалась на том, с какого раза поняла сколько процентов текста. Потом искала текст и слушала ещё несколько раз, сверяясь с текстом, до тех пор, пока не начинала слышать каждое слово. Через две недели стала лучше понимать коллег-иностранцев.

влпдимир Ответ

Здравствуйте уважаемый Дмитрий, меня заинтересовала Ваша статья, по специальности я врач нарколог, психотерапевт, интересует вопросы возникновения зависимости и семейные взаимоотношения! Возможно эту методику использовал давно и успешно!надеюсь на дальнейшее общение в онлайне!

    Дмитрий Петухов Ответ

    Да, конечно, Владимир, буду рад общению с коллегой.

Саша Ответ

Очень очень и очень интересный подход, уважаемый Дмитрий! Благодарю за статью. Но как эту методику можно применить в трейдинге, подскажите пожалуйста! Над чем наблюдать? В момент открытия сделки как правило всегда уверен в своей правоте, а рынок далеко не всегда оправдывает твои ожидания. Что взять под наблюдение: страх потери денег? ощущение покоя в момент открытия сделки? веру в себя? памятование о прошлых удачных сделках? я теряюсь…..

    Дмитрий Петухов Ответ

    Итак, трейдинг. Чтож, Александр, во-первых, надеюсь Вы согласитесь с тем, что тут нет способа “угадать” как все будет на самом деле. Вы просто следуете своей торговой стратегии и основной вопрос в том, как наиболее точно оценивать происходящее на рынке с точки зрения этой стратегии и избегать эмоциональных, необдуманных действий. Если Вы ведете правильную статистику своей работы (а если нет, то именно с этого следует начать), то должны знать, что (какое состояние, качества) Вам нужно, чтобы лучше следовать своей тороговой системе. Именно за этим и нужно наблюдать. Т.е., если у Вас уже есть какая-то статистика, то Вы спрашиваете себя: “Что мне помогает лучше торговать” и далее, просто начинаете отслеживать в какой степени ЭТО проявлено в данный момент.

    Повторяю, что общий смысл здесь таков, что Вы спрашиваете себя, что бы Вы хотели конкретно улучшить в своей деятельности и дальше начинаете отслеживать, в какой степени это проявлено в данный момент. При этом, это должно быть что-то, что можно непосредственно наблюдать (во внешнем или внутреннем мире)

Саша Ответ

Да, верно, способа “угадать” нет. Я внимательно перечитала несколько раз статью и Ваш ответ, дорогой Дмитрий, и мне кажется, я уловила: ключевое слово здесь “состояние”. Я буду наблюдать за своим состоянием, я помню, какое оно перед удачной сделкой (как выясняется позже конечно). Я так понимаю – нужно просто наблюдать, не пытаясь что-либо “улучшать” или направлять. Я попробую. Большое спасибо за подсказку. И за великолепный сайт.

Денис Ответ

Спасибо за статью, Дмитрий. Я тоже занимаюсь трейдингом и пришел к оценке собственного состояния. Я выделяю состояния паники, возбуждения беспечности, но подозреваю этот список не полон. Можете ли Вы подсказать более полную шкалу состояний. И насчет угадать – я не соглашусь. Угадать можно, ведь 95% на этом рынке проигрывают и это очень хорошая вероятность. Ведь если в состоянии паники сохранить самообладание и поступить осознанно, то это лучшая сделка с вероятностью выигрыша более 90%.

    Дмитрий Петухов Ответ

    Нет смысла, Денис, мне Вам рассказывать какие ВООБЩЕ бывают состояния. Вам важно понять, какие бывают именно у ВАС. Люди все разные и мало кто испытывает регулярно весь спектр возможных состояний. У каждого есть свой “любимый” арсенал.
    Что касается можно угадать или нет, то это не мое, а точнее не только мое мнение. Просто я лично знаком с несколькими трейдерами, которые заработали более миллиона долларов трейдерством. Например, с Александром Герчиком. Мнение последнего мне было особенно интересно, т.к. он не только сам заработал состояние трейдерством, но и успешно обучает других людей.

Татьяна Ответ

Здравствуйте,Дмитрий!Подскажите,пожалуйста,какую переменную мне можно наблюдать?А проблема моя-страх что вернётся паническая тревога.Можно ли мне отслеживать уровень этого страха(стресса)?Или уровень сопротивления спокойствию?Или ещё что?

    Дмитрий Петухов Ответ

    Уровень страха, конечно, не надо отслеживать. Напоминаю, что то, что мы отслеживаем, обычно усиливается. Думаю, хорошая идея в данном случае отслеживать, например, свой уровень решительности, смелость.
    Да, и в случае с паническими атаками очень важно во-первых, осознать (а если нужно, изучить этот момент подробнее), что сами панические атаки никакой опасности для здоровья не представляют и что ничего катастрофичного произойти не может. А во-вторых, учиться осознавать и останавливать запугивающий внутренний диалог, который раскручивает стрессовую реакцию

Татьяна Ответ

Здравствуйте!Спасибо за ответ!Может мне отслеживать уровень осознанности,ясности ума?Или может уровень того как эта проблема мне мешает жить в радости?Или на сколько у меня уровень радости жизни даже с этой проблемой?

Татьяна Ответ

Ещё мысль пришла,может уровень спокойствия по отношению к проблеме?ЧТо она есть или возможно вернётся.

    Дмитрий Петухов Ответ

    Этот вариант лучше

Татьяна Ответ

А внутренний диалог поймать трудно.Это скорей не диалог,а чувство.Просто кажется что вернётся это плохое состояние…Как его остановить,подскажите пожалуйста?

Evgeniy Ответ

Здравствуйте, Дмитрий!
Спасибо Вам за эту статью. По правде говоря читал эту книгу, очень впечатлила. Но… Вы сумели реально уместить её основное содержание в этой статье и это здОрово. При чем добавили очень важную дополнительную информацию, с которой я понял эту практику лучше и глубже.
Дмитрий, остался мне только не очень понятным тот факт, как я понял из книги(может ошибочно), что переменные не всегда совпадали с целью. Уровень напряжения оценивался у клиентов по телефону, а повышалась вежливость побочным эффектом (хотя такая цели и ставилась). Или же цель повышения доверия к себе достигалась с помощью контроля уровня интереса. Если бы Вы подсказали пару слов по этому вопросу, мне было бы проще находить переменные. Спасибо!

    Дмитрий Петухов Ответ

    Да, верно, Евгений. Например, про тот же теннис – цель-то улучшить качество игры, а отслеживать предлагается направление подлета мяча к ракетке. Но, само качество игры слишком многопараметровая функция, чтобы ее отслеживать, поэтому, выбираем какой-то конкретный элемент, который, во-первых легко отслеживать, а во-вторых, который в большей степени влияет на цель.

    Или с той же вежливостью. Как ее самому отслеживать? Не понятно, поэтому, берем параметр, который влияет на цель, но может быть легко наблюдаем.
    Но, если бы цель была именно уровень напряжения у клиента научиться определять, то цель и параметр совпали бы.

    Т.е., когда на цель влияют многие параметры, приходиться из них выбирать по возможности тот, от которого больше всего зависит результат и который проще и интереснее отслеживать.

Evgeniy Ответ

Спасибо, Дмитрий за развернутый ответ, теперь я разобрался

Анжелика Ответ

Добрый день. Прочитала вашу статью. Признаюсь, такого ещё не читала. Вы научили меня новому. Спасибо Вам за столь полезную и интересную информацию. Я хочу узнать Ваше мнение, по поводу того, на чём мне стоит сфокусировать своё внимание. Я работаю в цирке, ассистентом, в паре с фокусником. Хочу стать фокусником -иллюзионистом. Но пока, не смотря на все старания и обучение, у меня, мягко говоря, получаются лишь детские фокусы. А именно, я хочу научиться управлять вниманием зрителя. С нетерпением буду ждать вашего ответа. Спасибо.

    Дмитрий Петухов Ответ

    Думаю, стоит попробовать как раз и фокусироваться на том, куда направлено внимание зрителей.

    Как вариант, стоит еще пообщаться с самими успешными иллюзионистами. Поспрашивайте у них, на чем они стараются сфокусироватсья во время работы

Добавить комментарий