Горе от ума. Как избавиться от комплекса отличника - Центр Передовых Психотехнологий Дмитрия Петухова

Горе от ума. Как избавиться от комплекса отличника

Вы замечали, что отличники часто бывают не самыми успешными в жизни?

Лет через десять после окончания института вы встречаетесь с одногрупниками и с удивлением обнаруживаете, что серьезных успехов в бизнесе и карьере добились троечники. А отличники часто оказываются у них в подчинении. Почему так происходит?

1. Отличники привыкли решать задачи, у которых в конце учебника есть правильный ответ

Цель отличников - вызубрить весь теоретический материал и научиться решать все задачи так, чтобы получить «отлично» на экзамене.

Цель троечников - решить проблему: как не учиться, и при этом переходить с одного курса на другой и в итоге получить диплом.

При этом, отличники решают задачи, для которых, условно говоря, в конце книги есть правильные ответы. Но, в жизни, большинство задач не имеют одного правильного ответа и жизненные задачи больше похожи на те, что решали троечники, когда пытались получить результат с минимальными усилиями и ресурсами.  Они старались максимально развивать и задействовать свои социальные навыки. Договаривались с однокурсниками, чтобы те дали им списать или лекции почитать и искали подходы к преподавателям, чтобы «выжать» свою тройку.

2. Чтобы добиться успеха, надо действовать 

Много действовать. Но, чем человек умнее, тем больше вариантов и препятствий он видит для достижения какой-то цели. А значит, ему труднее принять решение.

Троечник видит меньше вариантов и препятствий и ему проще принять решение и начать действовать.

3. Чтобы добиться успеха, надо не боятся совершить ошибку

Троечник привык к ошибкам. А вот отличник, обычно боится их совершать.

Часто у отличника есть ограничивающее убеждение, что он всегда должен все делать правильно, идеально и если хоть раз ошибется, то это обесценит все его предыдущие успехи

Как преодолеть «комплекс отличника» 

1. Избавиться от убеждения, что если я совершу ошибку, то произойдет нечто ужасное и все поймут, что я идиот, а не гений, каковым я себя всегда мнил. Не ошибается только то, кто ничего не делает.

2. Осознать и принять, что в подавляющем большинстве случаев невозможно все заранее просчитать до конца.

Когда вы начинаете новое дело, то все что у вас есть - это сплошные гипотезы. Вы предполагаете, что вам будет интересно этим заниматься, что у вас это будет хорошо получаться и что вы добьетесь успеха. Но, все это всего лишь предположения. 

Представьте, что вы находитесь в холмистой местности без карты и компаса. Пока вы не заберетесь на вершину ближайшего холма вы не можете понять, куда вам идти дальше. Поэтому, все что вам нужно на старте, определиться, как забраться на ближайший холм.

Аналогично в жизни. Вам нужно лишь определиться с конечной целью (которую тоже скорее всего потом придется скорректировать) и детально спланировать первые шаги. Дальше, нужно просто начать действовать и затем, оценить результаты и запланировать следующие несколько шагов. И продолжать так делать пока не достигните цели.

3. Осознать и принять, что в большинстве случаев способ не играет большой роли.

Например, существует тысяча и одна методика фитнеса, похудения или изучения иностранного языка. И отличник решает, что есть какая-то одна самая правильная, ведь именно так он привык решать задачи. У любой задачи должен быть только один правильный ответ. В результате - бесконечный поиск "правильной" методики.

Но, научные исследования неизменно подтверждают, что все проверенные методики работают, и в 99% случаев роль играет не то, какая именно методика выбрана, а то, насколько упорно человек ей следует.

Можно взять лучшую методику и бросить ее через две недели, а можно взять первую попавшуюся, но работать по ней, пока не добьешься результата.

И по статистике, второй способ всегда выигрывает на длинной дистанции, которая называется жизнь.

Кто узнал себя в этих описаниях и что вы думаете по этому поводу? Напишите, пожалуйста в комментариях.

Дмитрий Петухов

Психолог, автор книг, методик и курсов по личностному развитию, методам психической саморегуляции, самогипнозу, аутотренингу

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Жанна Ответ

Заставило задуматься, ради чего старалась всё время, почему именно мне из троих дочерей всегда доставалось это мамино “почему не пятёрка?”.

Александр Ответ

На мой взгляд способы преодоления хороши только в теории. Я могу принять это разумом, согласиться и т.д. Но перевести на подсознание, на оценочный уровень не получается. Как в анекдоте про “станьте ежиками”. 🙂

    Дмитрий Петухов Ответ

    Конечно, одного инсайта не достаточно. Необходима регулярная практика по изменению ограничивающих убеждений. К сожалению, в одной статье не уместить весь процесс изменений.

.Макс Ответ

хех, узнал себя в поиске “работающего метода” для изучения языка;) перепробовал много книг и курсов, но заметного прогресса не было, завис на одном уровне. Пока не припёрло так, что я на новой работе, в заграничной командировке просто скачал приложение с голосовой проверкой и с ним за две недели подтянул свой разговорный до нужного уровня;)
Вообщем, для меня сработал метод “поставь себя в такие условия, что времени на достижение результата крайне мало” или “дедлайн был вчера”;)

    Дмитрий Петухов Ответ

    Точно. Сейчас особенно сложно противостоять этому соблазну “собирательства” методик. Ведь достаточно набрать фразу в поисковике и на тебя выливается огромный поток информации. Так что, если не ждать, чтобы “приперло” нужно выработать сознательную стратегию, чтобы не затягивать с выбором способа.

Аноним Ответ

Я не согласна с этой статьей. Отличники, в большинстве своем, это зубрилки и ни какого отношения к умному человеку вообще могут не иметь. Троишники часто оказываются действительно умнейшими людьми, а троишниками могут быть по многим причинам. Например, не интересно, как объясняет учитель и этого достаточно, чтоб охладеть к данному предмету. Из отличников редко появляются стоящие специалисты, потому, что зубрилки часто не умеют анализировать и осознавать материал как индивидуальность… Это касается любой сферы деятельности и ни чего кромки дико завышенной самооценки у этих людей нет. По школьному периоду, вообще-то, вообще нельзя делать анализ личности в обобщительном плане.

    Раиса Ответ

    Чего это всех отличников сразу записывать в зубрилки? Даже обидно, мне например все и без зубрежки давалось легко и просто. Но в принципе, да, привыкнув к постоянным похвалам трудно смириться что что-то не получается, это по-моему не совсем перфектционизм а скорее недостаточная самооценка. Все время хочется чтобы тебя похвалили.

Аноним Ответ

И остаются они не у дел только по одной причине, у них нет горя от ума, потому, что ума в адекватном понимании и нет, а есть только железобетонная пятая точка.

Аноним Ответ

Я всегда с удовольствием читаю Ваши статьи и хочу отметить, что практически всегда соглашаюсь с Вашим мнением так, как считаю Вас специалистом очень высокого уровня. Я понимаю, что эта статья про отличников и троичников созданна в позитивном ключе и ее цель поднять дух тем, кто потерял себя в жизни ни смотря на определённые амбиции и успехи в учебе. Ваша миссия очень значима! Извините, если высказала свое мнение слишком эмоционально, просто по жизни получается, что отличники, часто, люди посредственные и даже если из них выходят профессора, толку от этого мало так, как это только очередная “справка”, что он умный, доказательство всем и самому себе, но реальная суть от этого не меняется…

    Аноним Ответ

    Желаю Вам и дальше радовать нас материалами, которые, часто доносят очень важное, заставляют задуматься о многих вещах, которые влияют на нашу жизнь.
    Спасибо!

Добавить комментарий