Бессознательные мотиваторы
Автор: Дмитрий Петухов
Здравствуйте, дорогой подписчик!
Всем нам хочется думать, что большинство решений в своей жизни мы принимаем осознанно и обдуманно. Но, исследования показывают, что это далеко не так. Обычно, мы даже не подозреваем, какие факторы повлияли на то или иное наше решение.
На самом деле, таким бессознательным мотиватором может быть все, что угодно. Например, это могут быть слова или изображения. В одном исследовании испытуемые «удили рыбу» в компьютерной модели деревенского пруда. Чтобы получить больше прибыли и победить, каждый участник старался поймать как можно больше. Но, как и в жизни, ресурсы не безграничны и после определенного объема улова рыба в пруду кончается и все игроки из «деревни» начинают голодать. Поэтому, поймав очередную рыбу они встают перед выбором: оставить ее себе (чтобы набрать больше очков) или выпустить (на благо деревни и своих долгосрочных интересов)
Перед началом игры некоторых участников попросили составить предложения из беспорядочного набора слов: «помогающий», «поддержка», «взаимопомощь», справедливый» и «делиться». Удивительно то, что похоже, само прочтение этих слов активировало взаимопомощь. Эти участники отпускали обратно в пруд на 25% больше рыбы, чем игроки, не читавшие слова про взаимопомощь.
Но, что еще больше поразило экспериментаторов, так это то, что прочитавшие эти слова игроки выпускали столько же рыбы, сколько и участники, перед которыми поставили осознанную цель помогать друг другу! Сила косвенного, подсознательного воздействия оказалась такой же сильной как и сознательно поставленная цель.
В другом исследовании первокурсникам одного престижного университета предлагалось написать небольшое эссе о том, насколько хорошо им удалось влиться в студенческую жизнь. При этом, некоторым испытуемым перед выполнением задания давали прочитать записи якобы другого первокурсника, который учиться на их курсе. В показанном примере студент весьма отрицательно отзывался об университетской жизни и взаимоотношениях с товарищами и преподавателями. Как вы думаете, повлияло это на испытуемых?
Конечно, те, кто перед началом задания читал негативные примеры оценивал свою жизнь в университете значительно хуже, тем остальные участники эксперимента. Не правда ли удивительно? Ведь они тоже были уверены, что просто описывают СВОЕ впечатление.
Все эти и многочисленные подобные исследования показывают, наксколько сильно мы обычно недооцениваем влияние различных внешних факторов на наши реакции и решения.
Можем ли мы избежать этого внешнего воздействия? В большинстве случаев нет. Но, мы можем научиться уменьшать влияние этих факторов.
Вырабатывайте привычку делать небольшую паузу для осознания перед тем, как отреагировать или начать действовать. Спросите себя: «Это действительно то, что мне нужно?» «Это действительно то, что я хочу сделать прямо сейчас?»
Вспомните, как часто бывает так, что мы не задумываясь бросаем какую-то фразу, а потом сильно сожалеем об этом или начинаем оправдываться, что на самом деле «имели ввиду совсем не это». Или как неприятно чувствовать, что в очередной раз поддался соблазну или «повелся» на какую-то рекламную уловку.
Развивайте свою осознанность и постепенно, ваши решения и реации будут обретать все большую независимость.